Бонсаи

  • Истоки древнего искусства
  • Первые шаги
  • Истоки древнего искусства

    Японское слово "бонсай" переводится по-разному. Самое распространенное толкование - "дерево в плошке (горшке) или на подносе". Иногда это слово переводится как "срез или обрезка дерева", то есть дерево, которое стригут. Бытует ошибочное мнение, что бонсай - это изначально карликовое деревце, и стоит только посеять его семечко, как через некоторое время вы получите очередную живую миниатюру. Конечно же, это не так.
    Тем и сложно искусство создания бонсай, что из обыкновенного растения мастер делает его маленькую копию. Конечно же, перед тем, как начать формировать  карликовое дерево, тщательно отбирается подходящий экземпляр, как правило, используются виды и сорта деревьев с уже имеющимися задатками миниатюрности: мелкими листьями или хвоинками, цветками или плодами, с обильным ветвлением. 
    Это миниатюрное растение, как правило, не выше 1 м,  в точности своей структуре повторяющее  облик взрослого дерева. Если добавить к этому различные атрибуты, сопровождающие любой бонсай (мох, камни и т.д.), то мы получим еще и имитацию кусочка природного ландшафта.
    Существует также неправильное представление, будто для того, чтобы удержать растение в определенном размере, его подвергают разнообразным лишениям. На самом деле, если растение слабое и медленно растет, создать из него бонсай практически невозможно. Что же касается обрезок, то практически все садовые растения в них нуждаются, и при этом никому в голову не приходит их жалеть. Недоумение у непо-священных вызывают также слишком маленькие контейнеры, в которых растет бонсай. Но если сравнить соотношения корневой системы и надземной части бонсай с пропорциями дерева в природе, то сравнение будет явно в пользу первого, так как очень редко дикому растению предоставляется "отдельная квартира", к тому же ему постоянно приходится конкурировать со своими соседями за площадь питания. Среди распространенных заблуждений есть и такое: чтобы не дать растению вырасти, ему периодически надо подрезать корни. Еще раз подчеркиваем, что мастер работает только с надземной частью, не давая ей сильно вытянуться, рост же корней ограничен размерами плошки. Таким образом, сохраняется постоянный оптимальный баланс между размером и формой дерева, плошкой и корневой системой.
    Итак, бонсай - это миниатюрное дерево в специальной плошке, подвергающееся в течение всей своей жизни формированию, то есть поддержанию определенной формы и размера различными приемами, о которых и будет рассказано в этой книге.
    Предположительно еще 2000 лет назад в Древнем Китае и даже еще раньше, в Древнем Египте, во времена фараонов, люди выращивали растения в горшках. Листья, цветы и корни растений применялись в кулинарных или медицинских целях, поэтому они должны были расти в непосредственной близости от жилья. Но что для нас не менее важно, многие растения в горшках использовались уже в те далекие времена просто как живые украшения, исключительно в эстетических целях.
    Без соответствующего, правильно подобранного по форме и цвету сосуда бонсай выглядит как картина без рамы. Вот почему во всех больших коллекциях бонсай каждый сосуд, как и само растение, уникальны, отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету глазури и форме ножек. По торжественным поводам любители бонсай в Восточной Азии выставляют одно или несколько своих самых лучших растений на самое видное место в доме как предмет для любования и созерцания. Для этого обычно используется деревянный cтолик или подставка, художественно  изготовленная из дерева.
    Ошибочно полагают, что страной происхождения бонсай является Япония. Эта страна конечно, внесла большой вклад в развитие и совершенствование бонсай, но она была лишь связующим звеном при распространении бонсай между Китаем и остальным миром.
    Первое упоминание о бонсай появляется в хрониках храма Касуга в камакурский период (1192 - 1333 гг.). Изображения бонсай мы можем увидеть на знаменитых иллюстрированных свитках настоятеля Хонена. На иллюстрациях - деревья естественных форм, растущие в ванночках и расставленные на полке. Бонсай уже в то время служил целям познания. Хотя иллюстрированный свиток был создан в период Камакура, изображает он главным образом жизнь хэйанского периода (794 - 1191 гг.). Это означает, что бонсай существовал и раньше. В знаменитой пьесе "Хати-но ки" (дерево в горшке) театра Но говорится о сливе, вишне, сосне как о горшечных растениях.
    После победы Японии в японо-китайской войне 1895 года в стране пробудилсся огромный интерес к бонсай. У него появились многочисленные влиятельные поклонники: ценителями и коллекционерами бонсай стали гиганты политического и делового мира. Это благотворно сказалось на развитии уникального искусства. Стволы и ветви формировались в манере художественных образцов модных в те годы южно-китайских школ живописи; "горчичный сад", "альбом бамбука", с присущей им напряженной динамикой. Массовым увлечением стали прогулки на природе, натурные дорисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей и на этой основе - создание деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: "прямой ствол", "склоненный ствол, "скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полу обрыв", "пень", "бамбук и камни" и др. 
    Настоящим открытием в истории бонсай стало применение проволочной обвязки. Ранее в процессе культивирования применялись прививки, черенкование, прищипывание лишних почек и обрезание ветвей, но интенсивного формирования дерева достичь не удавалось. Примерно в 1896 г. один любитель бонсай из Осаки послал своему товарищу в Токио деревце сосны, ветви которого во избежание поломки были зафиксированы проволокой. Благодаря этому случаю открылась возможность свободно формировать ствол и ветви с помощью проволоки.
    В эпоху Мэйдзи (1868 - 1911 гг.) наиболее подходящими для бонсай считались китайские плошки, антикварные и новые. Они импортировались из Китая. Одновременно было налажено их производство и обжиг по китайским образцам в Японии.
    Экземпляры бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с этим развивалось и искусственное культивирование - высадка черенков, отводки, деление, прививки. Численность культивируемых видов достигла 300.
    По размеру бонсай стабилизировался в основном на уровне 54 см высоты ствола. В те годы бонсай был, главным образом, украшением ниши в японском доме, и он должен был гармонировать с комнатой.
    Развивались методы любования бонсай. Помимо украшения домашней ниши их стали экспонировать при проведении чайных церемоний. Тогда же началась публикация исследований о бонсай, создание ассоциации, выпуск "Новостей искусства бонсай".
    Великое землетрясение в сентябре 1923 г. в районе Канто нанесло сокрушительный удар по токийскому клубу бонсай. Тем не менее, с 1933 - 1934 гг. бонсай вновь переживает популярность по всей стране. В ответ на растущий интерес в Токийском муниципальном музее искусства проходит годовая выставка, посвященная творческим тенденциям бонсай.
    Некогда бонсай рассматривался исключительно как забавы богатых людей. В настоящее время он стал восприниматься как искусство и увлечение широкой общественности, особо популярный у людей, проживающих в густонаселенных городских районах.
    Стремление к гармонии с природой - одна из характерных черт японского народа. Нужно увидеть японские острова, чтобы понять, почему японцы считают природу мерилом своих представлений о прекрасном.
    Япония - это страна зеленых гор и морских заливов, край живописнейших панорам. Японцы стремятся жить в согласии с природой. Архитектор возводит свои постройки так, чтобы они сочетались с ландшафтом, садовник воссоздает естественную природу в миниатюре.
    В Европу первый бонсай привезли на Всемирную выставку во Францию в 1878 г., но там его не оценили по достоинству. А в 1909 г. Экспозиция бонсай была продемонстрирована в Англии, где встретила очень теплый прием. С этого времени у бонсай появились многочисленные поклонники по всему миру, стали появляться клубы любителей этого искусства.
    В нашу страну бонсай попал лишь в 1974 г., когда госпожа Сигимицу (супруга посла Японии в Москве) подарила Главному ботаническому саду часть своей коллекции. С 1989 г. при ГБС работает Московский клуб любителей бонсай. Первое производство миниатюрных деревьев в России было организовано в 1990 г. в подмосковном колхозе "Красная Нива". За десять лет его существования организованы 13 выставок "Бонсай в России", на которых экспонировались деревья, выращенные в этом хозяйстве и типичные для нашей климатической зоны. Бонсай - это не просто искусство выращивания дерева в горшке, это - сохранение вида для будущих поколений. Если ребенок с детства сам принимает участие в выращивании зеленого друга, то любовь к природе останется с ним на всю жизнь.
    В 1997 г. колхоз "Красная Нива" подарил постоянную экспозицию "Бонсай в России" Московскому зоопарку. Создание клубов по всему миру способствовало расширению видов растений, которые традиционно использовались в Японии для бонсай.
    Бонсай может жить при надлежащем уходе столетиями. В Японии отдельные экземпляры передаются в одной семье из поколения в поколение - живое напоминание о людях, ухаживавших за ними на протяжении столетий. Старый, древний бонсай, как правило, почитается и оценивается выше молодого, но возраст для хорошего бонсай - не главное. Более важно, чтобы дерево производило желаемый художественный эффект, гармонировала бы с подходящей посудой и было бы хорошем состоянии.
    Бонсай часто напоминает природные пейзажи. Но мастер никогда не занимается просто копированием. Дерево с узловатым и гнутым стволом создает впечатление глубокого возраста. Панорама леса может быть создана посадкой нескольких деревьев на одном подносе. Два дерева символизируют семейную пару, а три дерева - родителей и ре-бенка. Настроение, передаваемое бонсай, может намекать на драматические сцены театра Но или танцев Кабуки, на комические, глуповатые и даже гротескные характеры. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, не обнаруживая каким-либо образом вмешательство человеческих рук
    Через искусство бонсай человек имеет возможность проникнуться огромной любовью и уважением к природе, приобщиться к вечным духовным истинам. Примечательно, что дерево бонсай помещается, как правило, вне центра контейнера. Дело не в том, что асимметрия важна для зрительного впечатления, а в том, что центр - это место, где встречаются и взаимодействуют земля и небо, человек и божество. Ничто и никогда не должно занимать это место. Другой эстетический принцип бонсай заключается в трехсторонней взаимосвязи, необходимой для достижения зрительного равновесия. Традиция гласит, что для создания бонсай необходимы три основополагающие добродетели: истина, добро и красота. Говорят, что для достижения успеха творец бонсай должен обладать благожелательностью, чувством справедливости, деликатностью, мудростью, последовательностью.
    На протяжении веков бонсай был эффективным средством достижения человеком гармонии его интеллектуальных, моральных и эстетических начал.

    Первые шаги

    В японском языке слово "бонсай" означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Большинство искусств Японии были в прошлом заимствованы в Китае, и бонсай не являются исключением, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В Японии можно видеть образцы, передававшиеся от поколения к поколению. Японцы не ограничиваются одними деревьями, предметами бонсай становятся кустарники, ползучие и даже травянистые растения. Бонсай можно представить как дерево или любое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы телескопа или фотоаппарата. Будущий фитодизайнер должен осознавать: то, что он намеревается воплотить в бонсай, является повторением взрослого или старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида. Законченный бонсай должен, во всяком случае, производить такое впечатление, потому что, конечно, полной аналогии в миниатюре добиться невозможно. Так, невозможно вырастить то же самое количество ветвей, размер листьев уменьшается не строго пропорционально. Естественно и то, что не очень-то элегантная густота ветвей может быть не воспроизведена в бонсай; также трудно создателю бонсай повторить в своем произведении характерное для природы пренебрежение к параллельным линиям и переплетающимся ветвям. Таким образом, понятие бонсай в расширенном толковании будет следующим: художественно идеализированное натуральное дерево в миниатюре, выращенное на подносе или в неглубоком горшке, плошке. Эта специфическая область декоративного садоводства представляет собой редкий и счастливый сплав науки и искусства. Методику культивирования бонсай можно почерпнуть из книги, но художественное видение - неотъемлемый компонент при выращивании бонсай - должно быть присуще его создателю. Тех энтузиастов, которые хотят стать обладателями одного или нескольких бонсай, выращенных собственными руками, не должна пугать мысль, что им не внести элемент художественности в осуществление этого желания. Постепенно можно выработать зоркость и приобрести опыт при оценке линии, формы, цвета и т. д. Большую пользу приносит наблюдение за деревьями, созданными природой, можно даже вести черновые зарисовки понравившихся образцов. Для поддержки начинающим следует сказать, что порой самые малоперспективные дилетанты обнаруживают поразительные способности, выражающиеся потом в искусной и оригинальной манере.
    Бонсай в законченном виде состоят из следующих основных элементов: растения, грунта и горшка. Вместе они образуют единое живое творение красоты, призванное долго, быть может, всю жизнь радовать глаз своего создателя. Таким образом, целью является не только выращивание в контейнере здорового растения, но и создание нечто целого из трех упомянутых элементов, находящихся в гармоническом единстве друг с другом, причем каждый из них должен иметь свой естественный и привлекательный вид. Бонсай обладает всеми признаками своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды; он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева данного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа, тщательно подобранные камни-“скалы” и мох - вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом. Контейнер предпочтительно выбирать как можно проще, его цвет и форма не должны быть навязчивы; наоборот, им следует выгодно оттенять цвет и форму растения. В этом случае контейнер становится естественной составляющей этого трехмерного дизайна. Получившийся бонсай, таким образом, будет удовлетворять эстетическим требованиям и создавать хорошее настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на живописный лесной пейзаж, рощицу на склоне холма, лесную лужайку и т. д.
    Современная цивилизация все больше отдаляет человека от природы, вот почему многие так увлечены сейчас садоводством и цветоводством - ведь они дают человеку отдых и способствуют вдохновению. Выращивание миниатюрных растений - еще более захватывающее занятие, несмотря на то, что в его основе лежит обычная процедура пересадки деревьев в контейнер, часто встречающаяся в садоводстве. Те, кто любит мир растений, но не имеет садового участка, могут насладиться выращиванием миниатюрных деревьев на веранде или на террасе, в лоджии и на балконе. Ежедневно ухаживать за маленьким живым растением; наблюдать, как оно повторяет со сменой времени года магические превращения настоящего большого дерева; как на нем появляются новые листочки, а затем и цветы, и плоды; видеть, как постепенно оно приобретает форму, задуманную создателем, - все это доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие и вносит в наше размеренное существование созидательный всепоглощающий интерес. Если это растение поместить на какое-то время в комнате, оно может украсить интерьер, создавая в доме особую атмосферу (кажется, будто мы находимся в лесу или в саду - в зависимости от того, какой это вид). Бонсай имеет еще то преимущество перед обычными цветами, выращенными в горшке, что им можно наслаждаться в течение года, тогда как цветам суждено распускаться и цвести в короткое время, отпущенное природой. Многие листопадные деревья красиво смотрятся и без листьев: крепкий ствол, ветви, их изящный ажур.
    Культура бонсай предусматривает определенные основополагающие решения, агротехнику и методы. Будущему мастеру бонсай следует знать, с чего начать развитие навыков этого хобби. Изящный бонсай произрастает и развивается из семян, однако можно практиковаться в бонсай, используя для этого черенки и отводки. Самое простое - купить молодое деревце в питомнике. Быть может, это лучший путь для начинающего, но, сколько удовольствия в том, чтобы самому найти и выкопать за городом взрослое небольших размеров дерево, которое из-за неблагоприятных условий (нехватки воды, недостаточного плодородия почвы и т. д.) не смогло развиться в полноценное растение.
    Прежде всего, нужно решить, какой конкретно вид дерева, кустарника или лианы будет использоваться. Особое внимание следует обратить на приспособленность выбранного растения к данным климатическим условиям, поэтому для начала лучше практиковаться на видах, растущих в данной местности. В регионах с прохладным климатом это могут быть хвойные растения, могут быть и цветущие, и плодоносящие виды. Жители районов, где теплый и влажный климат, также должны подобрать себе подходящие виды.
    Следует помнить: в миниатюрном бонсай растения с изящной листвой и мелкими цветками лучше смотрятся, чем растения с крупными листьями и цветами.
    Полезно получить некоторые представления о стилях, в которых может быть выращен бонсай. Эти знания пригодятся при отборе или приобретении бонсай в питомнике. Любители величавых конических форм, безусловно, будут искать молодое деревце, модель роста которого соответствует так называемому правильному прямостоячему стилю, или же используют отводок, взятый с ветки растения, обладающего подобной формой. Другие предпочтут неправильное строение дерева, нависшего над утесом, и, имея в виду его последующее развитие в таком стиле, приобретут соответствующий молодой вид.
    Следует сказать несколько слов о грунте вообще и о грунте применительно к той или иной географической области в частности. Проблема состоит в том, какие ингредиенты и в каких пропорциях следует смешивать, чтобы обеспечить пригодную почву. Для начинающих очень важно правильно разобраться в предназначении таких аксессуаров, как контейнеры, средства для декорирования бонсай, и инструментов, необходимых для ухода. Многим любителям бонсай с трудом удается найти контейнеры с дренажными отверстиями. Что касается вспомогательных материалов для декорирования, то приобрести их совсем несложно. Если же нет необходимых инструментов, их можно заменить аналогичными.
    Важным этапом в придании растению желаемой формы является подрезка и формирование ветвей, что достигается с помощью проволоки или других средств. После определения формы наступает время волнующей и ответственной процедуры - первой пересадки будущего бонсай. Здесь необходима большая осторожность при перемещении грунта (особенно нужно следить за тем, чтобы не поранить корни). Эти несложные истины следует хорошо понять и запомнить. Практика показывает, что, если с самого начала правильно усвоить основы выращивания бонсай, впоследствии претерпеваешь меньшие трудности. Пусть это утверждение кажется прописной истиной, но оно касается всего садоводства в целом. Итак, принято решение по выбору места в контейнере, растение пересажено, уложен грунт, произведены декорирование и полив.
    Продолжительный уход за бонсай предусматривает определенные усилия для достижения желаемой формы. Кроме того, дерево должно быть здоровым и нормально развиваться. Как уже было сказано, форма достигается обрезкой и стрижкой, равномерное развитие - регулярным поливом и внесением удобрений. Каждый бонсай нуждается в замене старой, "отработанной" почвы, в обеспечении свежими удобрениями в период активного роста. Таким образом, пересадка из контейнера в контейнер производится каждый год или по мере роста растения. Понятно, что начинающие любители, успевшие за год вырастить дерево, делают это с большим сомнением. Еще одно правило заключается в том, чтобы следить за поступлением в достаточном количестве солнечных лучей к бонсай и за тем, чтобы растение не страдало от порывов ветра. Необходимо регулярно осматривать дерево, чтобы удостовериться в отсутствии вредных насекомых и болезней, в правильности дренажа в контейнере и т. д. Экспонирование бонсай на террасе или в саду (а иногда по какому-то поводу и в доме) - интересный момент, который по силам обдумать и спланировать самому автору.
    Возможно, наибольший стимул этого увлечения заключается в принятии решения: что же все-таки фитодизайнер хочет получить в результате своего труда. Будет ли конечным итогом уродливый бесформенный предмет или же это будет миниатюрный, но величественный развившийся отводок дерева из леса, с поляны, выдержавшего не одно испытание в борьбе со стихией, - отводок, который будет долго дарить наслаждение своему создателю и, может быть, следующему поколению.